Как сделать удобную навигацию по сайту?
Большинство сайтов имеют громоздкую сложную и не понятную структуру сайта или навигацию, которая ведет к отталкиванию пользователей, и является ошибкой в плане юзабилити. Основным правилом, по которым должны следовать все разработчики для повышения юзабилити, - это простота в ориентировании. То есть, для пользователя должно быть все максимально упрощенно и ясно, чтоб клиент мог быстро находить нужную для себя информацию.
Навигация по сайту должна быть настроена так, чтоб пользователь имел понятие, где он находится, то есть на какой странице или подразделе и как он туда перешел.
Стоит выделить несколько элементов, которые необходимы для ориентирования потенциального пользователя на вашем ресурсе. Давайте перечислим эти основные элементы, которые должны присутствовать на всех страницах в обязательном порядке.
Первое - это содержимое «шапки сайта», то есть, элементы, находящиеся в самой верхней части страницы. А именно, шапка сайта должна содержать следующие составляющие:
Наименование компании и вид деятельности в кратком описании
- Логотип компании, располагается он обычно для удобства пользователей по левой стороне в верхней части.
- Контактная информация. В шапке сайта лучше указывать самые основные данные, для предотвращения перезагруженности.
- Регионы. То есть указать, где ваша деятельность находится, или по каким другим регионам вы имеете возможность сотрудничать или, например, доставлять товар или услуги.
- График или режим работы. Тоже немаловажным элементом является график и режим работы, это нужно для того, чтоб пользователь понимал в какое ему время можно прийти или позвонить.
- Если у вас интернет-магазин, то в шапке профиля стоит обязательно поместить ссылку на корзину.
- Обратная связь. То есть, не каждый пользователь имеет возможность связаться с вами, и форма обратной связи должна иметься у вас на сайте, чтоб и вы могли связаться с вашими пользователями. Но такую форму связи нужно внедрят в том случае, если у вас имеются реальные возможности обрабатывать заявки пользователей.
Исключительным элементом для шапки сайта являются иконки социальных сетей (ссылки на соц. сети). Данные ссылки не должны перенаправлять потенциальных пользователей на другие ресурсы, и желательно их указывать уже основной части страницы или даже в футоре.
Вторым элементом навигации является удобное главное меню. Основанным предпочтением для пользователей является расположение главного меню в горизонтальной форме и сразу же под шапкой страницы. При распределении элементов главного меню стоит учитывать разделы, связанные с семантикой. Какие элементы должно содержать главное меню:
- Ссылка на главную страницу
- Услуги или товары (подменю с выпадающим списком)
- О компании
- Портфолио
- Отзывы
- Способы оплаты
- Блог (новости)
- Контакты
Если у вас разделов меню имеется большое количество, то оставшиеся разделю меню можно поместить над шапкой сайта или в футере.
При переходе пользователя в раздел главного меню, этот раздел должен выделять, чтоб пользователю было понятно, в каком разделе он находится.
Третьим основным элементом является поиск по сайту. Данный элемент будет удобен для пользователя, если сайт очень обширный. Это могут быть интернет-магазины или информационные ресурсы.
Четвертый элемент – это футер сайта, или по другому подвал. Большинство разработчиков сайта не считают нужным использовать футер, как источник дополнительной информации, но как раз таки пользователю удобно просмотреть всю страницу сайта, а в конце просто перейти в другой раздел с помощью ссылки. Какие элементы должны содержаться в футоре:
Контакты. Чем подробнее информация о компании, тем лучше.
Другие разделы. То есть, тут лучше указать все существующие подразделы вашего сайта.
Иконки соц. сетей. Как говорилось ранее ссылки на социальные сети лучше располагать в футере.
Мы перечислили основные элементы навигации, которые являются обязательными. Давайте перечислим дополнительные желательные элементы для локальной навигации по сайту для пользователя.
Боковой раздел меню. Располагать данное меню желательно по левой части от главного меню, и нужно оно для расположения дополнительных подразделов. Избегайте дублирования, и используйте боковое меню в соответствии с основным запросом главного меню. Например, не стоит добавлять боковое меню со списком товаров в страницу главного меню «Контакты».
Еще одним часто используемым элементом является элемент «хлебные крошки». Данная структура должна показывать пользователю его пройденный путь по сайту и местоположение на сайте. Данный элемент стоит располагать на всех существующих страницах, исключая главную. Расположить «хлебные крошки» стоит сразу под главным меню. Стоит использовать не выделяющийся и малый размер шрифта, и каждый предыдущий элемент должен иметь ссылку в соответствии с переходом.
Сортирование товаров по фильтрам. Данный вид элементов необходим для интернет-магазинов, для более быстрого поиска, что уменьшит время поиска для пользователя.
Итоги:
Мы рассмотрели основные моменты, влияющие на юзабилити сайта. Удобство сайта для пользователя – это основная цель, которую должны преследовать разработчики или оптимизаторы сайтов. Проверьте, соответствуют ли этим критериям и содержат ли эти элементы ваш сайт.